МБВ(с)ОУО(с)ОШ № 1
город Сургут
  • Психолого-педагогическое сопровождение

    Профилактика суицидального поведения среди подростков.

    Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни). Суицид - является одной из основных причин смерти у молодежи на сегодняшний день. Суицид считается «Убийцей № 2» молодых людей, в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. 

    Следует помнить, что попытка или планы самоубийства у подростка – это, в первую очередь, крик о помощи, просьба обратить на себя внимание и желание быть услышанным. Предотвращение суицида должно включать работу людей из близкого окружения со всех сторон.

    Человек, находящийся в состоянии психологического кризиса, нуждается в поддержке и понимании, поэтому так важно, чтобы он почувствовал себя в безопасности.

    Алгоритм действий родителей (законных представителей) в случае выявления суицидальных признаков и аутоагрессивного поведения:

    1 этап. Раннее выявление признаков аутоагрессивного поведения, влияющих на возникновение и фиксацию различных форм самоповреждающего или саморазрушающего поведения.

    Признаками аутоагрессивного, суицидального поведения являются соответствующие мысли, высказывания, планы, угрозы, попытки, которые говорят о том, что подросток нуждается и ищет помощи, так или иначе выражают свои намерения, ставя в известность окружающих. В связи с этим родителям необходимо быть внимательными к своему ребенку, когда он так или иначе сообщает о своих внутренних переживаниях, плохом самочувствии либо проявляет признаки аутоагрессивного поведения. Важно проявлять внимание не только к общему состоянию подростка, но и к тому, как и что он говорит.

    Примеры выражений, которые могут сигнализировать о суицидальных тенденциях: «хочу заснуть и не просыпаться», «устал(а) от жизни», «не хочу вообще ничего», «без меня всем было бы лучше», «моя жизнь бессмысленна».

    Другими словами, необходимо обращать внимание на слова и выражения, которые прямо или косвенно, свидетельствуют о снижении ценности собственной жизни, утрате ее смысла или нежелании жить.

    Признаками возможного аутоагрессивного, суицидального поведения являются:

    • Резкое изменение поведения. Например, ребенок теряет интерес к тому, чем любил заниматься, у него резко сокращается круг привычных и любимых увлечений. 
    • Изменение образа жизни. В частности, ребенок, например, уходит из дома, не поясняя, куда, в том числе вечером и даже ночью.
    • Проявление «аутоагрессии» - наличие на теле и конечностях ран, порезов, иных повреждений, объяснить происхождение которых подросток не может, либо наоборот, стандартно оправдывается («упал», случайно порезался» и так далее).
    • В своих изображениях, публикуемых на страницах социальных сетей, детьми могут размещаться фотографии проявлений самоунижения, оскорбления себя в разных и порой даже жестоких формах, вплоть до нанесения себе травм, в частности, и порезов.
    • тяжелая реакция подростка на стресс, особенно на утраты.
    • недостаток поддерживающих условий в окружении подростка (доверительные отношения в семье, друзья, увлечения и т.д.).
    • возникновение и эмоциональная значимость фантазий о смерти;
    • иногда в «статусе» страницы в Интернете указывается так называемый «обратный отсчет» (например, «До самоубийства осталось 10 дней»)

    Задача родителей при возникновении подозрения или проявлении первых признаков саморазрушающего поведения:

    Обратиться к психологу, получить экстренную психологическую помощь по телефону доверия (Всероссийский телефон доверия 8-800-2000-122 - круглосуточно, бесплатно, анонимно)

    Не отказываться от очной консультации со специалистом кризисной службы. Принять предложение очной встречи с психологом с целью диагностики психоэмоционального состояния ребенка, с оценкой суицидального риска и получения консультации врача-психиатра при необходимости. Продолжение кризисной помощи при необходимости, НЕ прекращать по своей инициативе.

    Самостоятельные действия родителей:

    Наблюдать за подростком, попытаться понять причину внезапно возникших переживаний, влияющих на поведение и общение.

    При сложившихся доверительных отношениях постараться конструктивно обсудить с подростком сложившуюся ситуацию. Для разрядки эмоционального напряжения полезно научить подростка использовать юмор, самим уметь с помощью шутки разрядить напряженные ситуации.

    Обратить внимание на круг друзей и подписчиков в сети Интернет, изучить оставленные ребенком комментарии в различных группах, съемки с высоты, крыш и чердаков и т.д.

    2 этап. Психолого-педагогическое и при необходимости медикаментозное сопровождение подростков «группы риска» аутоагрессивного или суицидального поведения

    При выявлении случаев аутоагрессивного или суицидального поведения и обращения за помощью к специалистам - совместно со специалистами проводится работа по выявлению и устранению возможных причин и условий данных проявлений, оказывается психокоррекционная и психотерапевтическая помощь подростку и родителям для повышения личностной зрелости. При участии родителей помощь подростку является более эффективной.

    3 этап. Оказание медицинской и психолого-педагогической помощи подросткам с нарушениями поведения и предупреждение рецидивов аутоагрессивного и суицидального поведения.

    Профилактика повторных попыток суицида у несовершеннолетних. Создание условий для социальной адаптации, продолжение учебы, прохождение родителями семейной психотерапии для изменения стилей воспитания подростка, гармонизации взаимоотношений в семье.

    Профилактика суицидального поведения детей и подростков.

    При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:

    • внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
    • правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
    • не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;
    • не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
    • постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
    • не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
    • внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы.

    Если вы или ваши близкие оказались в сложной ситуации потери смысла, внутриличностного или межличностного конфликта, который кажется неразрешимым, важно НЕ оставаться наедине со своей проблемой, поэтому вы всегда можете обратиться за помощью к специалистам – психологам. Вам обязательно помогут:

    ✅общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122;

    ✅единая социально-психологическая служба 8-800-101-1212, 8-800-101- 1200.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie